День Владимирской иконы Божией Матери 3 июня

Владимирская икона Божией Матери3 июня (21 мая по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает один из праздников в честь Владимирской иконы Богородицы. И наверняка многие православные знают, что празднование установлено в память о заступничестве Божией Матери. Благодаря ему Москва избавилась от разорения крымским ханом Махмет-Гиреем в 1521 году. Но еще ранее, в 1514 году, главная святыня России была поновлена и украшена. И это событие также отмечается 3 июня.

Год 1514

Как сообщает Софийская вторая летопись, «Благоволением Божиим и Пречистой Его Матери, повелением благоверного великого князя Василия Ивановича, всея Руси государя самодержца, советом и благословением пресвящённого Варлаама, митрополита всея Руси, поновлён и украшен бысть образ Пречистой Владычицы нашей Богородицы Владимирской иконы». К чудотворной иконе был сделан новый киот, украшенный серебром и золотом. На нем была вырезана вкладная надпись с датой 1514 года и именем вкладчика — государя-самодержца «всея Руси» Василия. В этой надписи икона называется «Пресвятая Богородица письма евангелиста Луки». Великая княгиня Соломония, супруга Василия III, также сделала «подношение» святыне: вышила для нее подвесную пелену. И вот в память о поновлении и украшении иконы был установлен праздник Владимирской иконе Богоматери, празднуемый 21 мая (3 июня по новому стилю).

В то время Россия вела войну с Великим княжеством Литовским за возвращение своих земель. И вот после поновления и украшения Владимирской иконы была одержана крупная победа. Древний русский город Смоленск был избавлен от вражеского господства. После этого без сопротивления были взяты Мстиславль, Кричев и Дубровна.

Гроза 1521 года

Видение Василию БлаженномуСпустя 7 лет после смоленского торжества Россия оказывается перед опасностью нового ига. Незадолго до страшных событий праведный нагоходец Василий Блаженный и некие люди видели знамение в московском Успенском соборе. В Лицевом летописном своде мы читаем об этом. Сделался сильный шум, и «двери церкви открылись, и чудотворный образ Богоматери, икона Владимирская, сдвинулся с места своего, и голос слышался, что со святителями русскими хочет выйти из города». В повести о крымском нашествии, составленном московскими летописцами при Иване Грозном, также сообщается причина такого желания. «Люди так прогневили беззлобного Бога, что Я повелением Сына Своего с русскими чудотворцами хотим уйти из этого города». Затем по всему храму разгорелось пламя, и вскоре огонь стал невидим.

За этим видением последовало и другое. Некая слепая инокиня из кремлевского Вознесенского монастыря, много лет проведшая в добродетельной жизни и достигшая глубокой старости, усердно молилась об избавлении от приближающейся беды. Ей открылось «преславное чудо». Внезапно она услышала великий шум, как от страшного вихря, и великий звон, как от многих кремлевских колоколов. Своими глазами она увидела, что к Спасским воротам Кремля идут митрополиты, святители и другие духовные лица в светлых священных одеждах. И несут они с собой чудотворную Владимирскую икону. Таким образом, они собирались покинуть город. Среди них она узнала прославленных святителей Петра, Алексея, Иону, Леонтия Ростовского и многих других святителей и чудотворцев.

Через некоторое время Крымский хан Махмет I Гирей совершает вероломный и стремительный поход на Москву. В его войске были не только крымские, но и ногайские, а также казанские татары. Им удалось прорваться за Оку и серьёзно приблизиться к столице. При этом враг разграбил многие сёла, сжёг Угрешский монастырь и взял многих пленников. Василий III готов был даже на то, чтобы стать данником крымского владыки. Всё это — для того, чтобы враг побыстрее покинул московские пределы. Но по молитвам к Пречистой было явлено великое чудо.

Заступничество

Видение Владимирской иконы Богоматери, святителей и Сергия Радонежского с Варлаамом Хутынским. Клеймо иконы "Богоматерь Владимирская, с чудесами"В сказании о крымском нашествии приводится видение девушки-отроковицы. Она увидела, как два мужа в монашеских одеждах быстро шли навстречу святителям. Это были преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали к ногам святителей и просили не покидать Москву. И просили они еще усерднее Бога и Богородицу о помиловании согрешивших людей и о спасении города от беды. Уходившие с иконой святители смилостивились на их просьбы. И тогда все вместе — святители и преподобные — начали со слезами молиться перед чудотворным Владимирским образом. Отслужив молебен, они возвратились с иконой в Кремль. В тот же день татары были изгнаны заступничеством Богородицы и молитвами всех святых.

Летописцы также повествуют, что тата­ры хотели выжечь московские посады. Но уви­дели враги вокруг города огромное русское войско и с ужасом известили о том хана. Хан не поверил и послал других удостовериться в справедливо­сти донесения. И увидели еще большее воин­ство и донесли ему. Тогда хан в третий раз по­слал кого-то из своих ближних узнать истину. Тот в страхе вернулся и сказал хану: «О царь, что ждешь? Бежим, огромное русское войско идет на нас от Москвы, если не убежим, то все погибнем». И татары побежали от Москвы. Все это было записано по повелению митрополита Макария. Чудесное видение, устрашившее вра­гов, несомненно, было следствием заступления Божией Матери, неоднократно и в прежние времена спасавшей столицу Русского царства.

Рязанское чудо

Враг спешно удалялся от стольного града, приближаясь к Рязани. Разорить рубежный город было крайне важно для крымского хана. Во время приближения врагов самостийный рязанский князь Иван Иванович бежал в Литву. Таким образом, он оставил свой город на произвол судьбы. Промыслительно в Рязани находился московский воевода князь Иван Хабар Симский.

Устраивать затяжную осаду не входило в планы Махмед-Гирея. Поэтому вздумал хитростью одолеть древний град. Сперва он надеялся захватить город обманом во время обмена пленными, но гарнизон был начеку. Тогда хан стал блефовать. Он сообщил, что великий князь является его данником. Поэтому Хабар теперь должен слушаться хана. В доказательство Махмед-Гирей послал воеводе кабальную грамоту, якобы выданную хану самим Василием III. В исторической литературе нет единого мнения о значимости этого документа. Скорее всего, грамота была блефом московских бояр.

Так вот, хитроумный Хабар уничтожил эту самую горе-грамоту. Несмотря на то, что для хана сие стало неслыханной дерзостью, он решил оставить Рязань. Этому способствовали и удары рязанских пушек, и боязнь потерять награбленное. Данное событие, в свою очередь, окончательно решило судьбу Рязанского княжества. Оно целиком стало московским владением. Основной этап процесса собирания русских земель фактически завершился. И всё благодаря промыслу Божию и заступничеству Богородицы.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

«Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд».

Статью составил Сергей Бондаренко

Источники, литература и прочие ресурсы:

1. Софийская вторая летопись
2. Лицевой летописный свод
3. Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери. Главная святыня России. — СПб., 2013
4. Филюшкин А. И. Василий III / Александр Филюшкин. — М.: Молодая гвардия, 2010.
5. Храм-музей святителя Николая в Толмачах. Сказание об иконе Божией Матери Владимирской
6. Виноградов Александр. Опасный сосед
7. «Крымский смерч»: звезда и смерть Мухаммед-Гирея
8. Православный календарь
9. Богоматерь Владимирская, с чудесами