История

Занарское (или Старое) кладбище было заложено в Серпухове в 1772 г. после эпидемии чумы 1771 г. До указа о запрещении хоронить умерших при приходских церквах при каждом храме города были погосты, на которых погребали умерших прихожан. В Серпухове, в посадской его части с XVI столетия существовал также и «убогий дом» — общественное кладбище, где хоронили «странников и разный неизвестный горемычный люд». В XIX в. На месте его был уже «порядочный курган», как писал в своей книге «История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественную историею» П. Ф. Симсон. К кургану ежегодно, храня древний обычай, в седьмой четверг по Пасхе спускалось из Троицкого собора городское духовенство и служило общую панихиду.

Занарское кладбище расположилось на супесчано-известково-каменистой почве в сосновом бору в полуверсте от города на северо-запад от центра. Из-за отсутствия на нем храма или часовни жителям занарской части Серпухова приходилось отпевать покойных в приходских храмах, а затем погребальные кортежи следовали до кладбища на подводах или пешком. Также большое неудобство испытывали родственники в дни поминовения усопших, не имея возможности совершать поминовения непосредственно на кладбище. В 1893 г. серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. В. Ф. Астапов принадлежал к одной из старейших семей города, упоминаемых с XVII в., известных производителей и торговцев кожевенными товарами, а с 1781 г. — владельцев кожевенных заводов в Занарье, был потомственным прихожанином и благотворителем Богоявленской церкви.

Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). Р. И. Клейн родился в семье коммерсанта, где был пятым из семерых детей. В доме постоянно бывали артисты, художники, музыканты, что оказало большое влияние на формирование вкусов мальчика. После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Клейн поступил в Петербургскую академию художеств (1877-1882). В течение двух лет обучался в Италии и Франции. Первые шаги сделал как помощник архитектора А. Попова и В. Шервуда на строительстве Исторического музея. Тогда же им были возведены Средние торговые ряды на Красной площади. Большая часть творений зодчего стали явлением в архитектурной жизни Москвы. Клейн построил здесь более 60 зданий, выполненных в основном в духе неоклассики и разных исторических стилей с применением новых материалов и конструкций. Каждое здание носит печать творческой индивидуальности автора: Универсальный магазин Мюр-Мерилиз — ныне ЦУМ; Бородинский мост; Железопрокатный завод (ныне «Серп и Молот»). Главной постройкой архитектора стало здание Музея изящных искусств в Москве — ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Р. И. Клейн, академик Петербургской Академии Художеств, преподавал в Рижском политехническом институте и в Высшем техническом училище в Москве.

В Серпухове примечательны следующие постройки архитектора: среди жилых домов по проекту Клейна был возведен дом купчихи Мараевой, где сейчас разместился Серпуховский историко-художественный музей. Кроме того, в Серпуховском Высоцком монастыре в 1896 году на средства Н. Н. Коншина построена в византийском стиле церковь во имя Всех Святых с семейной усыпальницей.

Место под постройку Спасского храма определили 16 июля 1893 года. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…» — писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «…утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ».

9 января 1896 года в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове — «как церковь, так и колокольня, устроены вполне прочно и соблюдены все правила технического искусства». 30 апреля 1896 года состоялось освящение правого придела храма во имя иконы Знамения Божией Матери. В июне-июле были освящены главный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа и придельный — в честь Трех Вселенских Святителей. Все три иконостаса в храме были выполнены из цинка с позолотой. Центральный иконостас имел иконы, изображающие последние дни земной жизни Спасителя: «Тайная Вечеря», «Распятие Господне», «Снятие Господа с креста» и «Воскресение Христово».

Возле храма была возведена отдельно стоящая колокольня с парадными воротами, которая образует вход на кладбище. Рядом находились дома церковного причта. Архитектурный ансамбль Спасского храма представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIХ — начала XX века. Русский стиль — тенденция к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре этого времени. Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами. Четыре центральных пилона поддерживают восьмерик, завершающийся шатром с главой. С востока к основному объему примыкает граненая алтарная апсида, а с севера и юга — шатровые крыльца на квадратных столбах. Основной вход в храм расположен с запада и украшен перспективным порталом. Каждая ветвь креста на фасаде отмечена фронтоном с тимпаном в форме бочки. Кирпичные стены храма украшены белокаменным декором — оконные наличники разнообразного рисунка, многорядные пояса и сложнопрофилированные карнизы.

До 1929 года настоятелем Спасского храма был протоиерей Николай Алексеевич Боголепов. Он родился в 1869 году в Серпухове в семье священнослужителя. Жил с женой Александрой Михайловной и детьми: Марией, Антониной, Всеволодом и Зинаидой в доме, входящем в ансамбль Спасской церкви. В мае 1929 года отец Николай был арестован и заключен в тюрьму. Через месяц, 5 июня ОГПУ был вынесен приговор группе священнослужителей, в числе которых значились настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Орлов) и протоиерей Николай Боголепов. В 1932 году отец Николай вернулся из заключения, но в Серпухове мог находиться только нелегально, т. к. ему было запрещено жить в Московской области. Позже в качестве зоны проживания батюшке был определен город Мценск Орловской губернии. Спустя несколько лет о. Николай тяжело заболел и скончался на руках у матушки, приехавшей его навестить. Сестра о. Николая Елена Алексеевна была женой расстрелянного в Бутово священномученика Иакова Бриллиантова. Другая сестра Ольга Алексеевна была репрессирована за веру и сослана в Казахстан.

В 1923 году в храме служил священник Сергий Крутяков.

Последним псаломщиком Спасского храма был Илья Никитич Пикин (1874-1938 гг.), скончавшийся от инфаркта вскоре после закрытия храма.

Протоиерей Николай Трофимович Ищенко (1887 г. р.) окончил Киевскую духовную семинарию, с 1929 года служил в Спасо-Занарской кладбищенской церкви. В феврале 1930 года был назначен благочинным г. Серпухова. 14 ноября 1930 года был арестован и 23 февраля 1931 года расстрелян, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В конце 30-х годов XX века церковь была закрыта. Богослужения и требы совершались в колокольне до начала Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов здание храма стали использовать под продовольственный склад. Впоследствии церковь была разграблена, храм лишился шатра и главок, был разрушен верхний ярус колокольни с парадными воротами. Из интерьера на момент возрождения приходской жизни сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи. В паспортах на церковь и парадные ворота, составленных 1 декабря 1975 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры, признано, что техническое состояние данных объектов по всем параметрам «плохое и аварийное». За советский период вокруг храма с трех сторон на расстоянии 5-6 метров было построено около 40 гаражей. Домики при церкви приватизированы в 1990-е.

В 1999 году храм Спаса Нерукотворного начал возрождаться после долгих лет забвения. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия братия Высоцкого мужского монастыря приступила к восстановлению разрушенной святыни. Настоятелем храма в тот момент являлся священник Александр Голубев. В ноябре 2001 года настоятелем Спасской церкви был назначен священник Павел Колосов.

За годы с момента возобновления богослужений были выполнены консервационные работы. Устроена временная кровля, шатер и главки с крестами. Проведено газовое отопление, водопровод и электричество. Восстановлена разрушенная кирпичная кладка фасадов, частично оштукатурены внутренние помещения. Над входом в церковь установлена керамическая икона Спаса Нерукотворного. Были расчищены подвал и прилегающая территория, обустроено крыльцо. В домике при церкви, где находится воскресная школа, канцелярия, трапезная и просфорня, проведен косметический ремонт.